Общество | 12:10 / 26.03.2025
4244
5 минут чтения

«Что важнее IELTS? Секреты поступления в топовые вузы», — история девушки из Навои, исполнившей свою мечту

Рухшона Собирова родилась и выросла в Навои в семье учителей. Она получила полный грант в размере 370 тысяч долларов на обучение в Университете Пенсильвании (США).

 «Если поступишь на контракт, оплачивать учебу мы не сможем»

Серьезно изучать английский язык я начала в 8-м классе. В 9-м впервые сдала IELTS и получила 7 баллов. Все вокруг были довольны, но я ожидала 7,5–8 и чуть не расплакалась. Тогда мой учитель математики посоветовал подавать документы в зарубежные университеты.

Родители никогда мне не запрещали, и когда я заявила, что хочу учиться за границей, сказали: «Если это твое желание и ты приложишь усилия, мы поддержим. До поступления поможем с инвестициями в учебу, репетиторами, наставниками. Но ты должна поступить на грант. Если поступишь на контракт, оплачивать учебу мы не сможем». Это и понятно, ведь контракт в американских университетах может стоить до 100 тысяч долларов в год — неподъемная сумма для среднестатистической узбекской семьи.

Я много работала. Участвовала в проектах, писала эссе. Искала все самостоятельно, без менторов. В первый год не поступила. Во второй — тоже. Было тяжело, казалось, что сколько бы ни старалась, ничего не выйдет. Родители поддерживали: «Попробуем с ментором, подготовишься иначе. Мы видим твое упорство — ты все равно поступишь». Благодаря их вере я смогла преодолеть этот трудный период. За свои успехи я больше всего благодарна родителям.

Мечты не должны оставаться мечтами

Чтобы моя мечта не осталась несбывшейся, я попыталась в третий раз. В этот раз готовилась с ментором, курсами, опытными экспертами. По сравнению со средней зарплатой учителя курсы были дорогими, и ради этого пришлось чем-то жертвовать. Например, я не покупала себе новую одежду, а отец отказывался от каких-то мероприятий. В моменты, когда я сомневалась в себе, родители верили в меня, и это придавало сил.

Я сломала стереотипы

В Узбекистане все еще есть стереотипы насчет инвестиций в образование девушек. Я сломала их. В школе участвовала в олимпиадах по математике, русскому и английскому языкам — в основном там были мальчики. Почему-то родители больше вкладываются в сыновей. Но я никогда не чувствовала себя хуже мальчиков. Родители с детства видели мой интерес и давали возможность развиваться. Если стараешься — ты справишься, независимо от пола.

В этом году в зарубежные университеты из Узбекистана поступили три человека: двое парней и я.

Как я узнала, что поступила

Результаты экзаменов должны были прийти 20 декабря 2024 года на электронную почту. Проснулась рано утром, увидела письмо, но боялась открыть. Была уверена, что не прошла, но вспоминала, сколько усилий вложила, и я все же надеялась, что это было не напрасно.

Когда открыла письмо и увидела, что поступила, — это были непередаваемые эмоции. Никакие жертвы и трудности не сравнятся с теми чувствами, которые охватывают в этот момент!

Что важно при поступлении в зарубежные университеты

Сейчас многие, мечтая об учебе за границей, акцентируют внимание на IELTS и SAT, но это — не главное. Эти экзамены не дают автоматического пропуска в топовые университеты.

Гораздо важнее проекты, эссе, деятельность за рамками учебы. Американские университеты изучают не только академические достижения, но и личность поступающего. Они инвестируют в человека, а не просто в студента. Важны лидерские качества, волонтерство, участие в социальных инициативах, рекомендации от преподавателей.

Когда я готовилась к поступлению, начала научное исследование. Планирую продолжить. Сейчас изучаю испанский и турецкий языки.

Тема моего исследования — трудовая миграция. Это связано с моей личной историей: мой папа работал за границей и приезжал домой лишь 3–4 раза в год. Я выбрала тему о влиянии денежных переводов на семьи и экономику страны.

Беседовала Гулмира Тошниёзова.
Фото: Абдуллох Хасанов.

Новости по теме