Узбекистан | 20:26 / 15.03.2025
1295
24 минут чтения

«Меня словно бросили в кипящий котёл». Узбекский дизайнер в Нидерландах — о жизни в Европе и о дизайне

Шерзод Мирзаахмедов — дизайнер. С 2019 года он работает в компании «Media Monks» в Нидерландах. «Мн давали задачи, с которыми я никогда не сталкивался, но это меня развивало и выводило из зоны комфорта», — говорит Шерзод, уже поработавший над проектами для Google, Meta и BMW.

Он рассказал Kun.uz, как устроился на работу в Европу, о местной атмосфере, менталитете и о том, как преодолел языковой барьер.

Шерзод Мирзаахмедов родился в Ташкенте, ему 35 лет. «Получил высшее образование в сфере экономике, но с этой сферой не связан», — говорит он.

Путь в Европу: сначала вы работаете на портфолио, потом портфолио работает на вас

Мою карьеру можно разделить на два этапа. В Узбекистане я работал фрилансером в основном с русскоязычными клиентами, а сейчас работаю с клиентами из Европы и Америки, где общение идёт на английском.

В то время существовали платформы для размещения портфолио, но их было немного. Например, специализированная платформа «Revision», которая сейчас закрыта. Я размещал там свои работы, через неё находил клиентов и получал обратную связь. Также был сайт free-lance.ru, куда я выкладывал свои проекты.

Важно не только демонстрировать выполненные заказы, но и создавать собственные проекты. Например, сделать редизайн Facebook или Google и добавить его в портфолио. Сначала ты работаешь на портфолио, а потом оно работает на тебя. Когда портфолио набирает обороты и клиенты оставляют отзывы, появляются новые заказы. Узбекские дизайнеры предлагали услуги дешевле, чем в России, поэтому заказов было много.

Россия и Украина разошлись в 2013 году, в России ввели санкции, рубль обесценился. Клиенты продолжали платить в рублях, но для меня это означало в 2-2,5 раза меньше денег. Затем устроился в ташкентскую компанию, параллельно переводил свои работы на английский и выкладывал их на Dribbble и Behance, адаптируя под европейский рынок. Постепенно перешёл туда.

С 2007 по 2018 годы работал в Ташкенте в компаниях «Amayasoft», «Style Mix», затем в «Sapphire» и «DA Brander», а также месяц в «Click». Параллельно был фрилансером.

Собеседование и виза

После размещения работ на Dribbble и Behance я получил предложения от крупных компаний в Норвегии и Швеции, в том числе от нидерландской «Media Monks» — моей мечты. Это одна из ведущих компаний по производству цифровых продуктов в Европе. Меня заметили на Dribbble.

Их интересовал не UI/UX-дизайнер, а визуальный дизайнер. Собеседование длилось год, три раза я проходил интервью. Когда зашёл разговор о зарплате и переезде, я отказался, так как сумма меня не устроила. Потом я женился, решил изменить свою жизнь и всё-таки согласился на работу в «Media Monks».

С документами было сложно: столкнулась бюрократия двух стран. Документы переводил, отправлял, в них находили ошибки, приходилось переделывать. Визу получал в Москве, но из-за ошибки в апостиле не смог её получить с первого раза. В итоге всё удалось.

Нидерланды

В начале 2019 года я с женой переехал в Хилверсум. Компания оплатила визу, билет и первый месяц аренды. Для погружения в голландскую атмосферу мне сняли старый деревянный дом за 2,5 тысячи евро в месяц.

Голландцы очень экономные. Мы жили в одной половине дома, а в другой половине — хозяин, который периодически писал записки: «Вы тратите слишком много электроэнергии, выключайте». Горячая вода шла 5 минут, затем лилась холодная и приходилось купаться быстро.

«В Нидерландах хороший баланс между работой и личной жизнью»

Мы адаптировались, прошли через шок. Дети говорят на трёх языках: с друзьями на голландском, с нами на английском и узбекском.

До сих пор скучаю по родине. Здесь хороший баланс между работой и жизнью. Могу выйти с собрания, чтобы забрать ребёнка из детского сада, и никто не осуждает.

Из личного архива Шерзода Мирзаахмедова

Даже если вы занимаете высокую должность, вы можете спокойно сказать: «Я — за ребенком в детский сад» или «Иду к врачу», и вас отпустят без проблем. После 5 часов вечера почти никто не работает. Баланс между жизнью и работой в Нидерландах очень хороший. Образование и медицина для детей бесплатны, детских площадок очень много. В каждом городе есть такие места, до которых можно дойти пешком за 5-10 минут.

«Они мало тратят на еду»

Что касается еды… здесь еда не является культом, как у нас, она не стоит на первом месте в списке приоритетов. На еду тратят очень мало денег. Они могут просто положить кусок колбасы в хлеб или съесть просто хлеб. Их кухня таже не особо развита. Вначале мы тратили много денег на еду, а голландцы постоянно указывали нам на это.

Зимой очень сложно, в 4 часа уже темнеет, а летом в 10 вечера еще светло. Экология прекрасная. Государство создает удобные условия для семейной жизни. Это удобная страна не только для семейных людей, но и для всех остальных — для бедных, для людей с ограниченными возможностями, для тех, кто держит кошек или собак. Есть даже парки для выгула собак. Независимо от того, кто вы, если вы мирный человек, для вас есть все условия.

«Меня сразу бросили в кипящий котел»

Мой первый рабочий день. Офис — open space, открытое пространство, и я чувствовал себя очень некомфортно. Все говорили так свободно, как будто знали друг друга много лет. Я никогда раньше не говорил так много на английском. В первый же день один из дизайнеров заболел, и мне пришлось срочно взять его проект. Это было как бросить меня в кипящий котел. Я разговаривал с офисом в Нью-Йорке, нужно было переходить с одной страницы на другую, чтобы создать веб-страницу для акции по бесплатному получению товаров. Я справился с этим проектом каким-то чудом.

Офис Media Monks. Из личного архива Шерзода Мирзаахмедова

На самом деле я занимался дизайном веб-сайтов и мобильных приложений, но меня взяли на должность визуального дизайнера. Профиль визуального дизайнера широк — нужно уметь создавать дизайн для любого визуального продукта. Виртуальная реальность (VR experience), трансляции, брендинг… В общем, это позиция, где нужно выполнять сложные задачи с широким профилем. Вначале было трудно, но постепенно я втянулся.

«В принятии новых дизайнерских решений мы опережаем Европу»

Сейчас все дизайнеры в мире работают в Figma. Страны СНГ начали использовать эту программу раньше, в 2018-2019 годах я тоже работал в Figma. Когда я пришел в Media Monks, я даже не мог представить, что они не знают Figma. Мне назначили опытного дизайнера, который должен был помочь мне, но когда я начал работать в Figma, он сказал: «Что это? Мы не работаем в этой программе, установи Photoshop». Я подумал, что он шутит, и не понял его. «Вы до сих пор используете Photoshop?» — спросил я. Да, для визуального дизайна нужен Photoshop, а для веб-сайтов — Figma, но их незнание этой программы меня удивило.

Однако через пару лет Google написал письмо с просьбой перевести все проекты на Figma. После этого все начали спрашивать меня, и я провел часовой урок по Figma для команды. Figma сделала меня известным в компании. Сейчас я думаю, что в некоторых аспектах дизайна страны СНГ опережают Европу.

Еще один важный момент — им сложно принимать новое. Если появляется новая программа, мы в Узбекистане сразу пробуем ее, а они более консервативны.

«Я не мог хорошо говорить на английском, пока не преодолел психологический барьер»

У меня был ментальный блок в отношении языка. В Узбекистане, если вы говорите по-русски с ошибками, над вами смеются, и это считается нормой. Здесь никто не смеется, если вы чего-то не знаете или произносите неправильно. Я не знал этого вначале и очень нервничал. Если вы думаете, что должны говорить идеально, то говорите хуже. Проблема была не в словарном запасе или грамматике, а в психологическом барьере. Если я допускал ошибку, то начинал нервничать и запинаться.

Постепенно все изменилось, коллеги помогали мне, поддерживали в разных ситуациях — и в языке, и в проектах. Когда я работал над проектом с испанцами, я увидел, как они говорят на английском, и преодолел свой страх. Они говорили на английском, но это звучало как испанский. Я понял, что никто не говорит им, что они говорят плохо, они просто задают уточняющие вопросы и продолжают разговор.

У меня был коллега из Бразилии, который сказал: «Ты пытаешься быть похожим на европейцев, подстраиваешься под их образ жизни. Принеси свою культуру, расскажи о своей стране. Команда станет богаче благодаря этому. Не пытайся быть похожим на них, будь собой, не стесняйся ничего. Мне, наоборот, интересно узнать о людях, еде, климате твоей страны». После этого мой психологический барьер исчез, и мой английский улучшился.

«Мне доверяли задачи, о которых я не имел представления»

Когда я только начал работать, я говорил, что я продакт-дизайнер, UI-дизайнер, и просил давать мне соответствующие задачи, а не визуальный дизайн. Но мне говорили: «Работай, все получится». Я начал смотреть видеоуроки и учиться. Я научился делать дизайн в Photoshop, узнал, как работать с размерами. После этого мое портфолио расширилось, я вышел из зоны комфорта и расширил ее.

Из личного архива Шерзода Мирзаахмедова

После COVID-19 у нас открылся новый отдел — Virtual Events. Когда все мероприятия в мире перешли в онлайн, спрос на создание онлайн-платформ резко вырос. Я перешел в этот отдел и еще больше расширил свое портфолио. Там я занимался трансляциями, анимацией, когда кто-то переходил с одного кадра на другой, дизайном имен и фамилий, которые появлялись внизу экрана. Я не знал, как это делать, и удивлялся, как мне доверяют такие задачи. Но я справлялся и учился.

Сейчас я работаю по своей специализации — дизайн веб-сайтов и мобильных приложений. Я занимаюсь UI и продуктовым дизайном. Честно говоря, я скучаю по временам, когда работал над визуальным дизайном, потому что веб-дизайн — это более систематизированный дизайн, а в визуальном дизайне нужно больше креативности и творчества. Дизайн платформ больше связан с системой, где нужно один раз задать направление, и все страницы, компоненты будут систематизированы, поэтому это менее творческая работа.

Коротко о рабочем дне

Если хотите, можно работать 3 дня в офисе и 2 дня из дома. Но из-за того, что мой дом далеко и мне нужно отводить детей в детский сад, я хожу в офис один раз. Я просыпаюсь рано, проверяю системы отслеживания проектов, Smart Sheets и Google Calendar, проверяю, есть ли звонки, и каждый день мы обсуждаем, кто что делает и есть ли проблемы. В течение дня я отправляю электронные письма с отчетом о проделанной работе.

Из личного архива Шерзода Мирзаахмедова

«Самая сложная работа в моей карьере…»

В начале мне дали задание, связанное с VR-experience. Мне нужно было рисовать порталы, которые были в 3D, и все было видно с анимацией. Я не делал анимацию, но мне нужно было делать раскадровку, и это было очень сложно. Мой мозг работает в 2D, а проект был в 3D-пространстве. Параллельно у меня была непростая ситуация в личной жизни: жена была беременна, нужно было оформлять документы и искать новое жилье, банковский счет еще не был открыт, зарплату не платили. В такой ситуации мне дали очень сложный проект, и я сильно переживал. Я говорил: «Дайте мне сначала более простые проекты, потом я возьмусь за сложные», но мне отвечали: «Нет, делай». В таких ситуациях хорошо, когда тебя поддерживают и говорят: «Ты справишься, доведи до конца». Я нашел много ссылок на Pinterest и в итоге справился с проектом. После завершения проекта менеджер угостил нас голландскими закусками, и мы отпраздновали. Я был очень доволен собой.

Там работают с заказами очень крупных компаний. Минус в том, что над одним проектом работает так много людей, что твой вклад становится менее заметным. Это командная работа, и очень сложно показать, что твоя работа была успешной.

«Виртуальная библиотека Анны Франк стала для меня лучшей работой»

Один из проектов, который мне очень понравился, — это мобильное приложение об Анне Франк. В Амстердаме есть дом-музей Анны Франк, и был организован проект против расизма и ксенофобии. Как известно, она писала свою книгу, прячась за книжной полкой, и мы создали виртуальную реальность, которая воспроизводила эту книжную полку. Там была комната Анны Франк, различные объекты, которые можно было открыть, и они рассказывали истории людей, столкнувшихся с ксенофобией или расизмом.

Виртуальная библиотека Анны Франк

Это был очень интересный проект, который получил крупные международные награды. С точки зрения дизайна работа не была сложной, но идея мне так понравилась, что я до сих пор считаю это лучшим проектом, который я сделал в Media Monks.

«Я работал с Google, Meta, Amazon, BMW»

Когда я только пришел в компанию, там был дизайнер по имени Антуан, который работал только над проектами Google. Я восхищался этим: «Вау, он работает с Google!» Для меня это было чем-то огромным. Когда мне впервые дали проект для Google, я очень волновался. Но после завершения я понял, что это было не так сложно.

Дизайн для Google Maps

Работа с такими компаниями, как Meta, Amazon, BMW, честно говоря, мне не очень по душе. Для меня в этом больше минусов. Это крупные компании, и их дизайн-системы настолько строго организованы, что у вас нет свободы. Вы не можете выйти за рамки системы, вы не можете ошибаться. Но человек должен ошибаться и учиться на своих ошибках. В таких проектах вы не можете ошибаться. Все взаимосвязано, цвета, шрифты систематизированы, и поэтому работа становится менее творческой. Еще сто человек стоят над вами и высказывают свое мнение. Потому что, когда вы впервые открываете проект, дизайн виден, и все думают, что понимают его, и начинают высказываться. Особенно если вы работаете для американского рынка, в конце дизайн отходит на второй план, и начинается обсуждение текста. Были случаи, когда двадцать копирайтеров проверяли текст в одном дизайне. Потому что, если они не предупреждены заранее о том, что написано, они могут подать в суд, поэтому они уделяют больше внимания тексту, чем дизайну.

Кто такой хороший дизайнер?

С течением времени мой ответ на вопрос «Кто такой хороший дизайнер?» менялся. Вначале я думал, что это тот, кто хорошо владеет Photoshop, потом — тот, кто технически создает красивые дизайны. Когда я пришел сюда, я думал, что дизайн — это искусство. Артемий Лебедев в своем блоге писал, что дизайн — это не искусство, а функция. Тогда я был молод и не соглашался с этим мнением. Как это? Ведь это искусство, я создаю что-то из души, говорил я. Но он был прав, дизайн — это функция, которая решает бизнес-задачи, это инструмент коммуникации.

Да, нужен талант, но также нужен и опыт. Soft skills, второстепенные навыки, коммуникация — все это важно. Не только создавать дизайн, но и уметь его защищать. В проектах Google сидят 20-30 человек, и вам нужно уметь объяснить, почему вы сделали именно так. Нужно много работать, много читать, и жизненный опыт тоже нужно применять.

Как я преодолевал творческий блок

Вначале у всех бывает творческий блок. Не нужно этого бояться, думать, что я не смогу стать хорошим дизайнером, что у меня нет хороших идей. За 18 лет я автоматизировал некоторые вещи. Иногда это не блок, а слишком много идей, что даже мешает. Потому что вы просыпаетесь утром, смотрите свежим взглядом, и что-то кажется вам неправильным, и вы начинаете это менять. На следующий день что-то еще покажется неправильным, и вы снова меняете. Это не совсем хорошо. Если слишком много идей, их тоже нужно контролировать.

Чтобы избавиться от творческого блока, нужно отвлечься, например, прогуляться, принять душ, почитать книгу и вообще не думать об идее, постараться выспаться. Если что-то не получается, не нужно мучить себя. Идея придет сама, и когда творческий блок исчезнет, ваше настроение тоже улучшится.

Если вы занимаетесь дизайном цифровых продуктов, например, дизайном веб-сайтов, недостаточно просто смотреть на другие сайты. Выйдите на улицу, посмотрите на интересное здание или красивый пейзаж в природе, вдохновитесь этим. Однажды, наблюдая за природой, я наступил на листья, и это вдохновило меня на идею, которую я потом реализовал. Я много вдохновляюсь из книг. Особенно из научной фантастики, журналов.

Из личного архива Шерзода Мирзаахмедова

Одно из отличий дизайнеров здесь от дизайнеров в Узбекистане — даже самые опытные дизайнеры здесь собирают все предыдущие работы (moodboard), и на это уходит даже целый рабочий день. Это не считается плагиатом, и не нужно бояться, главное — вдохновляться предыдущими работами.

Различные направления дизайна уже проработаны, поэтому не стоит пытаться изобретать велосипед. Именно это и вызывает творческий блок — желание создать нечто «вау».

Чем отличается дизайн-среда в Узбекистане?

В Нидерландах врачи до сих пор не прописывают полоскание горла или уколы. Просто советуют подышать свежим воздухом, и всё пройдёт. Даже спустя две недели рекомендуют выпить парацетамол — и на этом всё. Это очень консервативный пример.

С точки зрения дизайна, когда я приехал, Figma только начинала появляться и ещё не утвердилась на рынке. Тогда «Media Monks» была локальной компанией, а сейчас значительно расширилась и стала глобальной. Пришлось адаптироваться к нововведениям, ведь искусственный интеллект уже вошёл в сферу. Тот, кто быстрее освоит его, победит. За последние несколько месяцев у нас провели множество тренингов. Ежедневно по 15-20 минут рассказывают о новостях в области ИИ.

В Узбекистане новшества осваиваются быстрее. Как я уже сказала, здесь не боятся вдохновляться работами других. Например, в Саудовской Аравии строится новый город Киддия, и мы выиграли тендер на дизайн его веб-сайта. Опытный креативный дизайнер создал проект, а мы получили его как готовый moodboard. Он открыто указал, чьими работами вдохновлялся, и не скрывал этого. Особенно, когда работа требует оперативности, черпать вдохновение у других — нормально.

Искусственный интеллект и дизайн

Моё отношение к общему искусственному интеллекту таково: когда в нашем детстве только появлялись компьютеры, наши родители боялись, что они отнимут у них работу, или бухгалтеры думали, что автоматические счётные машины оставят их без работы. Но в итоге компьютер стал инструментом, который упрощает работу. Он не занял рабочие места, а облегчил труд машинисток.

То, что сейчас делает искусственный интеллект, для меня — помощь. Он ещё долго не сможет заменить меня, потому что в процессе работы важны коммуникация и принятие ключевых решений при общении с человеком. ИИ — отличный помощник для начала работы, но окончательный продукт создаёт человек, и последнюю точку ставит человек. Нужно принять это и рассматривать ИИ не как конкурента, а как помощника.

Беседовала Мадина Очилова.

Новости по теме