Узбекистан | 18:09 / 06.03.2025
4528
6 минут чтения

Что такое союзничество? Кто является союзником Узбекистана, и кто им может стать?

В практике межгосударственных отношений нередко используется термин «союзнические отношения». Что это означает? Имеет ли «союзничество» юридическое определение? Почему государства устанавливают союзнические отношения?

Прежде всего, следует отметить, что юридического определения «союзничества» не существует. Это исключительно политическое понятие, имеющее политическое содержание и смысл. Государства, заключающие союзнические отношения, наполняют этот термин смыслом исходя из своих политических традиций, потребностей и взглядов. Поэтому «союзничество» между разными государствами может отличаться по значению, содержанию, характеру и уровню сотрудничества.

Союзнические отношения считаются наивысшей формой межгосударственного взаимодействия. Государства, заключившие такой союз, подразумевают, что в любых обстоятельствах, даже в условиях политической и геополитической турбулентности, они доверяют друг другу и должны сохранять это доверие. Между ними не может быть войны, конфликты и противоречия не должны нарастать, а возникающие проблемы должны решаться в духе взаимного уважения и дружбы. Кроме того, союзничество предполагает политическое обязательство взаимной поддержки в трудных ситуациях.

С момента обретения независимости в 1991 году Узбекистан за 34 года установил союзнические отношения с четырьмя государствами.

В период первого руководства страной Узбекистан подписал союзническое соглашение только с одним государством – Российской Федерацией. Этот договор был заключён в ноябре 2005 года в сложном политическом и геополитическом контексте. После событий в Андижане в мае 2005 года западные страны и Европейский Союз призвали к международному расследованию. На этом фоне Узбекистан сблизился с Китаем и Россией, и 14 ноября в Москве был подписан договор о союзнических отношениях. В период правления Ислама Каримова это было единственное союзническое соглашение.

После смены власти в 2016 году Узбекистан начал трактовать понятие «союзничество» совершенно иначе, придавая ему не тактический, а стратегический смысл и рассматривая его с точки зрения региональной и тюркской идентичности.

При президенте Мирзиёеве Узбекистан установил союзнические отношения с тремя государствами. Два из них – ближайшие соседи, третье – страна региона, с которой Узбекистан исторически имеет тесные связи.

Союзнические отношения между Узбекистаном и Казахстаном были установлены 22 декабря 2022 года. Стоит отметить, что в феврале того же года Россия ввела войска в Украину, началась большая война, которая повлияла и на отношения между государствами Центральной Азии. Заключив союзнический договор, Узбекистан и Казахстан согласились поддерживать друг друга на фоне внешних угроз и вызовов. По сути, было достигнуто историческое соглашение, подчеркивающее их ответственность за судьбу региона и исключающее возможность скрытого или открытого противодействия друг другу в интересах внешних сил.

В 2024 году Узбекистан установил союзнические отношения с двумя странами: в феврале – с Таджикистаном, в августе – с Азербайджаном.

Если обратить внимание, в период первого руководства страны отношения Узбекистана с Россией, Казахстаном и Таджикистаном были напряжёнными, конфликтными и порой крайне холодными. Однако внешняя политика второй администрации кардинально изменилась: вместо того чтобы позволить конфликтам приводить к отчуждению, новый курс способствовал укреплению дружбы и доверия, не отказываясь при этом от национальных интересов.

Таджикистан и таджики – это самая близкая страна и народ для Узбекистана и узбеков. Если с точки зрения языка и культуры к узбекам ближе всего уйгуры, то с точки зрения менталитета – таджики.

В Кавказском регионе три государства, и только одно из них является тюркским – это Азербайджан. Азербайджан считается мостом, соединяющим Центральную Азию (исторический Туркестан) с Турцией.

Какие страны могут стать союзниками Узбекистана в будущем?

Вероятно, в ближайшие годы Узбекистан заключит союзническое соглашение с Турцией, а также с соседним Кыргызстаном. Туркменистан, пока что придерживающийся политики нейтралитета и не проявляющий значительной активности в двусторонних и многосторонних организациях, в перспективе может пересмотреть свою стратегию. Если он откажется от нейтралитета в пользу геополитической активности, союз с ним станет важным шагом для региональной политики Узбекистана, интеграции Центральной Азии и сплочённости исторического Туркестана.

В мире формируются новые межгосударственные отношения. Международное право ослабло. Великие державы устанавливают новые правила игры для реализации своих интересов. На этом фоне союзничество Узбекистана и Турции имело бы огромное значение для безопасности и стабильности обоих государств, а также для политического, геополитического и военно-стратегического потенциала Центральной Азии.

Камолиддин Раббимов, политолог

Новости по теме