«Расцвет» автомошенничества и протекционизм в отрасли — беседа с экспертами
Множатся случаи, когда люди попадают в ловушки мошенников при покупке автомобилей. По мнению экспертов, с которыми побеседовал Kun.uz, причины кроются в сложности лизинговых договоров, отсутствии лицензий у компаний, недостатке регулирования, а также в государственной протекционистской политике на внутреннем автомобильном рынке.
Названия таких компаний, как Umid Auto Leasing и Halal Auto Leasing Company, наверняка вам знакомы. Эти печально известные фирмы, успели вызвать множество негативных отзывов граждан. В последнее время увеличилось количество подобных компаний, которые предлагают машины на выгодных условиях, а после получения оплаты обманывают клиентов.
Kun.uz обсудил причины роста таких мошеннических схем и факторы, на которые следует обращать внимание, с юристом Абдуллой Содиковым и экономическим аналитиком Валижоном Туракуловым.
– Для начала поговорим о лизинге. Что это такое и чем, на ваш взгляд, он привлекает клиентов?
Валижон Туракулов: Лизинг можно кратко охарактеризовать как аренду имущества с его временным использованием, при этом к вам никакие юридические права собственности не переходят. То есть вы арендуете вещь, пользуетесь ею в течение определенного времени и в конце возвращаете владельцу.
Лизинг имеет экономическую привлекательность и успешно применяется в ряде развитых стран. Например, некоторые люди предпочитают пользоваться автомобилем в течение 4–5 лет пока он новый, а затем поменять его на другой.
Поэтому и появился лизинг: вы берете автомобиль, платите ежемесячную арендную плату и возвращаете его через 3–4 года. Это особенно выгодно в сельском хозяйстве или производстве, где многие работы носят сезонный характер.
Допустим, вы приобрели дорогостоящее оборудование, которое используется только летом, а в другие сезоны простаивает. В таких случаях лизинг позволяет сэкономить. Или спустя 4–5 лет, когда появляются более современные и эффективные технологии, у вас есть возможность просто заменить старое оборудование.
После обсуждения экономических преимуществ лизинга, Абдулла Содиков раскрыл его правовые аспекты.
— В общем, почему люди оказываются обманутыми, расскажите, пожалуйста, подробнее с правовой точки зрения.
Согласно статье 2 Закона Республики Узбекистан «О лизинге», лизинг подразумевает, что одна сторона по запросу другой стороны приобретает у третьей стороны имущество на правах долгосрочного владения и пользования.
Право собственности включает три элемента: владение, использование и распоряжение. В случае лизинга элемент распоряжения отсутствует до тех пор, пока лизингополучатель полностью не выполнит свои платежные обязательства. До этого момента право собственности на имущество не переходит к лизингополучателю.
Основной проблемой автолизинговых компаний является отсутствие полноценного регулирования и лицензирования их деятельности в Узбекистане. Государство не выполняет функции контроля над финансовой арендой, что приводит к злоупотреблениям.
Например, в случае задолженности лизинговой компании, имущество, переданное в лизинг, может быть изъято в счёт погашения долгов компании, даже если лизингополучатель исправно выполнял свои обязательства.
Законом предусмотрены определённые условия для лизинга: договор должен быть заключён на срок более 12 месяцев, а платежи должны покрывать не менее 80% стоимости имущества. Однако на практике эти нормы часто игнорируются, что приводит к ущемлению прав лизингополучателей.
То есть здесь также важна правовая грамотность. Даже если человек читает договор, он может его не понять. Необходимо проводить разъяснительную работу, чтобы лизинговые соглашения подписывались с участием юристов. Однако финансовые аспекты таких договоров тоже сложно понять обычным людям. Например, многие не обращают внимания на то, что в лизинге право собственности передаётся только после завершения всех платежей и выполнения условий договора.
Часто люди думают: «Я купил машину, значит, она моя». Но если автомобиль юридически не оформлен на клиента, его могут изъять. Именно так многие попадают в сложные ситуации, особенно когда лизинговая компания оказывается в долгах перед другими кредиторами.
— Правда ли, что увеличение спроса на автолизинг связано с состоянием автомобильного рынка в Узбекистане, то есть с существующими препятствиями в купле-продаже и монополизацией рынка?
Валижон Туракулов: вы подняли важный вопрос: действительно, нынешние проблемы автолизинга связаны с монополизацией автомобильного рынка в Узбекистане и его чрезмерной защищённостью государством. Протекционизм создаёт условия, при которых предложение на рынке существенно ниже спроса.
Сравним: в Узбекистане на каждую тысячу человек приходится около 80–90 автомобилей. В Казахстане этот показатель превышает 200, а в США — 700–800. Даже страны с аналогичным ВВП на душу населения, такие как Шри-Ланка или Молдова, имеют значительно больше автомобилей — 200–300 на тысячу человек.
Существующая ситуация на рынке приводит к появлению недобросовестных игроков: «лизинговые компании» и «продавцы в рассрочку» пользуются высоким спросом и низким предложением. Некоторые из них прямо занимаются мошенничеством, другие устанавливают невероятно высокие наценки — до 30–40% за рассрочку.
Если бы на рынке был свободный доступ автомобилей, например, после вступления Узбекистана в ВТО, через 5–6 лет ситуация могла бы измениться.
Полную версию интервью можно посмотреть на видео выше.
Дилшода Шомирзаева,
оператор — Мирвохид Миррахимов,
монтаж — Абдукодир Тулкинов.
Новости по теме

12:25 / 30.01.2025
Дело ZTY: мошенники, обманувшие 203 человека, приговорены к длительным срокам

12:50 / 17.01.2025
В Ташкенте задержан помощник хокима за получение взятки

14:03 / 07.01.2025
Новые мошенники в сети: лжетрейдеры, «права за 2 дня» и финансовая пирамида под маской Masdar

09:52 / 24.12.2024